Интервью c организаторами Teamwriting Insight по итогам III-го питчинга

Уже в третий раз команда Teamwriting проводит свой удивительный питчинг сценарных проектов. Мы попросили основателей “комнаты сценаристов” Teamwriting – Дмитрия Живова и Фёдора Деревянского, а также редактора питчинга Евгению Бурасову рассказать, как вообще все начиналось и чего нам, простым труженикам пера, ждать от ребят в новом сезоне.

С.Б.: Расскажите, как вообще образовался Teamwriting?

Дмитрий: Teamwriting создал великий Роберт Макки.

С.Б.: ???

Фёдор: В 2012-м году Роберт Макки во второй (и на сегодня последний) раз посетил Москву со своим 4-х дневным семинаром. Мы с Дмитрием оказались в числе слушателей, но знакомы тогда еще не были. В перерыве, когда большинство отправлялось перекусить, Макки отвечал на вопросы тех, кто остался. Нам для этого надо было вылезти на сцену и встать в очередь. И получилось так, что мы с Дмитрием оба, независимо друг от друга подошли к нему с вопросом о сценарных командах. И Макки сказал примерно следующее: «Создавайте команду – и сами все поймете. Вот, вас двоих интересует одно и то же. Двое – уже команда. Вперед».

Сегодня реальные возможности команды питчинга – каждый год выводить в лонг-лист примерно 25 проектов и из них 12 в финал.

pitch2017_3.jpg

Дмитрий: Это было на четвертый день семинара, который посвятили инструментам для работы над сериалами. Там я впервые и услышал такие понятия, как “комната сценаристов” и “шоуранер”. И это было как озарение. Для меня вдруг стал очевиден мой путь в профессию. Мне всегда было веселее работать в команде, а роль шоуранера показалась очень близкой роли режиссера, в зону ответственности которого входит выжимание максимума креатива из творческой группы и отбор творческих решений (а мы с Федором к этому моменту завершили обучение в режиссерских мастерских ВГИКа). Этот фантастический семинар организаторы – Cinemotion – завершили на великолепной ноте, устроив вечеринку Jameson с бесплатным виски. Там-то мы с Федором по завету Макки и начали обсуждать перспективы создания “комнаты сценаристов”.
Фёдор: Признаться, Дмитрий меня удивил – он предложил первый шаг, абсолютно очевидный и необходимый, но мне в голову не пришедший. Сказал, что начать надо с разработки внутреннего протокола – то есть с создания свода правил, по которым должна функционировать «комната сценаристов» – как планировать рабочие сессии, как выстраивать иерархию, делить права, как разруливать конфликты. Когда документ был готов, мы показали его ведущим российским продюсерам, и реакция была самая восторженная. Нам объяснили, что никто до нас не делал ничего подобного. Тут я окончательно убедился, что задумка может вырасти в нечто очень крутое. Далее мы провели первый набор авторов в “комнату”, а со второго года уже начали готовить питчинг.
Евгения: Я как раз была в первом наборе. Трудно было поверить, что ребята знакомы так недавно. Дело в том, что у них очень разные темпераменты. Но глядя на то, как слаженно они работают, была уверена – это результат долгой дружбы и совместного творчества. Оказалось – чудеса техники, техники командной работы. Из первого набора с нами осталась половина авторов (Евгения Бурасова, Антон Шустов, Вячеслав Ткачев) – это большой процент, учитывая, что Федя и Дима впервые тестировали авторов, а выбирать приходилось во многом «на вырост» – маститые сценаристы не рвались тогда в Teamwriting, не то, что сейчас! Следующие наборы давали еще более высокий результат. А самое интересное, что спустя несколько лет мы снова работаем или пересекаемся с теми авторами, которые недолго пробыли в статусе авторов Teamwriting, но, видимо получили там импульс и состоялись независимо – и это лишь подтверждает профессиональную чуйку ребят. Конечно, с подготовкой авторов к питчингу сложнее, там приходится быть в разы объективнее, но прогресс наблюдаем аналогичный.

…если вы отправляете нам свою работу, то получаете ответ в течение 12-ти рабочих дней. А не когда руки дойдут.

Как вы заставляете ваших авторов выступать кураторами на питчинге? Ведь особой экономической выгоды по сравнению со сценарными гонорарами это не дает.
Евгения: Кураторство проектов на питчинге – это добровольная нагрузка. Каждый решает сам, прежде всего, учитывая свои силы – может ли он заниматься не только своими проектами, но и помочь участнику конкурса. Если кто-то из Teamwriting решает взять себе подопечного, то другие редакторы, конечно, всегда готовы помочь и подставить ему плечо, но он прекрасно знает, что работы будет много – ведь речь не о разовой рецензии, а о ведении проекта в течение полугода. Поэтому даже один проект редактора – это большой труд. Но хотя редакторами на питчинге обычно работают не более половины членов «комнаты», оставшиеся тоже вносят посильный вклад, помогая с организацией и прочим. Ведь питчинг за эти годы принес нам не только много бессонных ночей, но помог приобрети новый опыт и завязать новые знакомства.

Чтобы замысел превратился в хороший сценарий, редактор обязан полностью раствориться в истории, сжиться с ней, понимать ее так же глубоко, как и ее автор. Схалтурить тут не получится, это сразу будет видно.

pitch2017_5.jpg

Следующей весной ваш питчинг пройдёт уже в четвёртый раз. По меркам нашей киноиндустрии – вы вполне зрелое явление. Но все мы знаем законы торговли – когда бренд только появляется, качество очень высокое. Но как только потребитель завоеван, «подсажен» – качество незаметно снижают. Не произойдет ли то же самое с вами?

Федор: Мы достаточно позанимались организацией творческого процесса, чтобы уяснить одну штуку. Существует куча разных методологий, позволяющих сделать написание историй более быстрым или более качественным. Но это всегда требует полного погружения в процесс. И для редактора тоже. Чтобы замысел превратился в хороший сценарий, редактор обязан полностью раствориться в истории, сжиться с ней, понимать ее так же глубоко, как и ее автор. Схалтурить тут не получится, это сразу будет видно. Сегодня реальные возможности команды питчинга – каждый год выводить в лонг-лист примерно 25 проектов и из них 12 в финал.
Дмитрий: Есть у нас и механизмы внутреннего саморегулирования. Мы никогда не бываем снисходительными, в том числе, когда замечаем недоработки наших коллег из Teamwriting. Поэтому редко кому из нас может прийти в голову мысль начать работать вполсилы.

…на рассмотрение берут все проекты, причём отдельно взятый сценарий запрашивают 4-5 студий, и это не рекорд, а обычный для нас уровень интереса.

Что вы можете рассказать об успехах прошедшего питчинга? Сколько проектов взяты студиями на рассмотрение?

pitch2017_1.jpg

Дмитрий: Ну, «взято на рассмотрение» – мы вообще за успех не считаем. У нас на рассмотрение берут все проекты, причём отдельно взятый сценарий запрашивают 4-5 студий, и это не рекорд, а обычный для нас уровень интереса. А вот если говорить о продажах, то неформальный победитель питчинга этого года – Евгений Гущин со сценарием «Кодекс Спасского» (редактор Дмитрий Живов). Человек написал первый в своей жизни полный метр, и его жизнь круто изменилась. По горячим следам питчинга Евгений продал сценарий, потом вышел в финал еще одного питчинга, «Bridge of Arts», поступил в магистратуру ВГИКа к Арабову, а сейчас по «Кодексу Спасского» ему заказали сериал. Так что свой старт в профессию Евгений получил именно у нас. Вторая сделка, которую я бы назвал показательной – это продажа сценария Татьяны Будицкой «Мой папа – мой одноклассник» (редактор Евгения Бурасова), который участвовал ещё в самом первом питчинге в 2015-м году. Это хороший пример того, что происходит с проектами, которые не были выкуплены. Они попадают в наш портфель. И когда продюсеры обращаются к нам в поисках уже написанного сценария в определённом жанре – мы сразу смотрим, нет ли чего-то подходящего из прошлых проектов. Поэтому не стоит воспринимать наше мероприятие как некий звёздный час, который проходит, и об авторе немедленно забывают. Финалист Teamwriting Insight – это не просто строчка в резюме, это активный статус, который будет помогать авторам ещё долгое время.
Федор: Добавлю, что иногда приходят запросы не на материал, а на сценариста. И часто мы рекомендуем одного из наших лауреатов. Прямо сейчас в рамках Teamwriting ведётся крупный проект по заказу одной из компаний-лидеров индустрии, и главным автором выступает наш финалист, которого мы пригласили.
Евгения: Мне кажется, что наш главный успех – это наш огромный рост как проекта в целом – Teamwriting. Конечно, даже первый питчинг был неплохого уровня, и это не только наше субъективное мнение. Но если тогда нам, скорее, повезло, то третий питчинг прошел, как говорят, без сучка и задоринки – все четко. Это отмечаем не только мы, но и те участники, которые подают свои работы уже ежегодно. И это тоже наша маленькая победа – что мы никого не отпугнули, не деморализовали, и авторы – даже те, кто не нашел своего продюсера, возвращаются, чтобы преуспеть в этом на следующий год.

Финалист Teamwriting Insight – это не просто строчка в резюме, это активный статус, который будет помогать авторам ещё долгое время.

Вы заявляете для авторов ряд преимуществ, которых нет больше ни у кого. Это и редакторское сопровождение, и возможность действительно заключить контракт по итогам презентации. При этом у вас платная подача заявок. Не боитесь, что этим отсекаете талантливые работы, которые могли пополнить вашу статистику и сработать на статус мероприятия?

Федор: Если мы вернемся к бесплатной подаче, мы получим на конкурс в 5-6 раз больше заявок, чем получаем сейчас. В таком объеме писать рецензии мы не сможем, а значит, упадет общее качество конкурса и снизятся перспективы для авторов. Представьте, что вы отправили нам синопсис и в ответ получили отписку: «Извините, вы нам не подходите». Полезно это вам будет? Абсолютно бесполезно. У нас же авторы получают развёрнутую рецензию, которая позволяет им переработать материал и все-таки попасть на питчинг. И таким путем прошли очень многие наши участники. То есть даже с теми, кому в ином формате взаимодействия пришлось бы безапелляционно отказать, мы можем сразу начинать работу.
Дмитрий: Ну, и психологию никто не отменял. Платные услуги сразу требуют иного отношения к клиенту. Даже в мелочах. К примеру, если вы отправляете нам свою работу, то получаете ответ в течение 12-ти рабочих дней. А не когда руки дойдут. Короче говоря, если ты заплатил, ты должен что-то за это получить, не так ли?

Уверены? Я вот в вашем исследовании российских питчингов прочитал о питчинге, где за пять тысяч автор, если его не берут, вообще ничего не получает, кроме сухого отказа.

pitch2017_4

Фёдор: Здесь давайте оставим выбор за авторами.

Тогда еще немного о подвохах. Раньше все боялись, что их идею украдут. Вы за таким не замечены, да и понятно, что вы сами авторы, и у вас своих идей хватает. Но многих моих знакомых беспокоит, что им навяжут соавтора. Что вы им на это скажете?

Фёдор: Работа в соавторстве – это тонкий процесс, основанный на взаимном уважении. Если кто-то из соавторов против совместного труда, если один другого не переносит, ничего продуктивного из такого сотрудничества не получится. Участники Teamwriting точно не будет тратить на это свое время. Другой вопрос, что иногда автор сам просит, чтобы ему помогли в большем объёме, чем кураторство. Но представить себе какую-то норму, когда автору что-то навязывают – невозможно.
Дмитрий: Командная работа – это всегда соавторство. И одна из задач нашего питчинга – дать автору позитивный опыт соавторства, но без связанных с этим издержек. С полным сохранением прав на материал. Своего рода, тренажер. Зачем это нужно? Вот к нам приходят люди, которые думают, что соавторство, это значит какой-то дележ. Взять пирог, отрезать половину и кому-то отдать. А мы показываем, что соавторство – это, наоборот, умножение. Когда был один пирог, а стало два.
Евгения: Причем, разница всегда в пользу автора. На питчинге бывало, что редактор переоценил автора, и в итоге редактору приходилось чуть ли ни сценарий самому писать, чтобы выдержать высокую планку. В реальной работе соавторство может быть только равноправным. Мы не полезем в соавторство со слабыми авторами, потому что легче идти одному, чем тащить на себе кого-то. Бывает так, что продюсер, которого заинтересовал проект, может посоветовать автору продолжить дорабатывать сценарий с Teamwriting. Не потому, что считает автора слабым, просто сегодня продюсеры понимают выгоду работы с командой. Но выбор всегда за автором, это как «контрольный пакет акций».

…одна из задач нашего питчинга – дать автору позитивный опыт соавторства, но без связанных с этим издержек. С полным сохранением прав на материал.

Что бы вы посоветовали вашим потенциальным участникам?

Фёдор: Я в свое время устраивал сессию вопросов и ответов на одном из форумов для сценаристов и меня вот что поразило. Многим авторам реально мешала ментальная установка, будто в кино все давно куплено и закрепиться в профессии можно только, если ты чей-то протеже. А тот, кто утверждает обратное – мошенник. Психологически такой подход очень удобен – если ты видишь, что кто-то из твоих друзей пробился, проще всего сказать, что у него были особые связи, а без них он ничего собой не представляет. Но проблема в том, что когда автор начинает искренне верить в такие вещи, он блокирует сам себя. Я бы посоветовал одно – не настраивайтесь на неудачу. Пока вы убеждаете себя, что все давно схвачено, ваши коллеги, свободные от этого заблуждения, реально добиваются успеха.
Дмитрий: Я бы посоветовал по полной использовать те немногие возможности для профессиональной реализации, которые сегодня существуют. И, если не считать супер-близких знакомств с продюсерами (уровня семейных отношений), сегодня самый короткий путь к продаже сценария – это питчинги. Безусловно, далеко не все питчинги одинаково полезны. Мы даже проводили общий анализ качества подобных услуг в России, материал доступен в нашей группе. Надеюсь, эта информация будет полезной всем авторам для продвижения своих историй. Удачи!

И вам удачи, ребята. Спасибо.

Беседу вел Станислав Баревский
Источник